Русский язык. 24 апреля
Тема: Фонетический разбор слова
1) Изучить в учебнике Задание 1 с.192 – 195.
2) Ну что, вроде всё понятно? Сам Самыч с ребятами составили достаточно подробный “звуковой портрет” слова “подберёзовик”. Такой “звуковой портрет” в русском языке учёные-филологи называют “фонетический разбор”.
Не пугайтесь, такой подробный разбор в письменном виде мы с вами делать не будем. Мы его немного сократим :)
Для этого мы отправимся на фабрику разборов.
Там как раз получили слово робот. И хотят разобрать его. Почему бы нам не поучаствовать в этом процессе?
Всё самое важное о фонетическом разборе мы будем попутно записывать.
Сначала нам нужно разбить наше слово на достаточно крупные части. То есть, на слоги.
Получается: ро-бот. Как вы думаете, какой слог этого слова для нас важнее? Мы обратим внимание на слог, куда падает ударение.
Это первый слог.
Теперь мы можем переместиться в цех номер два, где характеризуются гласные звуки.
Вообще-то, нам нужно назвать признаки всех звуков в слове. Но мы начнём именно с гласных.
В нашем слове есть две буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы одинаковые. Но одинаковыми ли будут звуки?
Что нам вообще нужно помнить о гласных?
Ответ нам даст отдел технической информации.
Первый гласный у нас ударный.
Первый – ударный [о], обозначен буквой о.
Второй гласный – безударный, в слабой позиции. Поэтому он заменяется другим гласным. Мы обозначим его как звук [а].
Время взяться и за другие звуки, согласные. Для этого переместимся в цех, где характеризуются согласные звуки.
В этом слове есть три буквы, которые обозначают согласные звуки.
Но ведь у согласных звуков больше признаков, и с ними – больше сложностей!
Однако в отделе технической информации всегда готовы помочь.
Вернёмся в цех и охарактеризуем согласные в слове робот.
Первый звук – [р].
[р] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный, обозначен буквой р.
Второй звук – [б].
[б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный, обозначен буквой б.
Третий звук – [т].
[т] – согласный, глухой, парный, твёрдый,парный, обозначен буквой т.
А теперь мы можем перейти к подсчётам. Ведь нужно знать, сколько у нас в слове букв, а сколько – звуков.
В слове робот 5 букв, 5 звуков.
И перейдём в последний цех – цех готовой продукции. Нужно обобщить всё, что мы узнали в процессе разбора.
Готово! У нас получился письменный фонетический разбор слова. Фонетический разбор слова помечается цифрой 1. Если вы увидели слово, например, записанное вот так: солнце1, то значит что?.. Правильно, необходимо выполнить фонетический разбор данного слова! Обратите внимание, что слова в данном разборе сокращаем правильно!
Итак, подведём итог. Что мы делаем, чтобы выполнить фонетический разбор слова?
Мы делим слово на слоги.
Указываем ударение.
Характеризуем гласные/согласные звуки.
Считаем количество букв и звуков.
3) Если вдруг кому-то что-то непонятно, то обязательно посмотрите видеоурок.
4) Так, хорошо. Теперь немного потренируемся и поработаем со звуками. Выполним несколько тренажёров.
5) Потренировались. Сделали разминку, отдохнули немного и приступаем к практической части. В учебнике с.201 упражнение 306 выполнить в тетради, сфотографировать, прислать на проверку по почте [email protected].