Русский язык. 14 апреля
Тема: Простые и сложные предложения
Ребята, сегодня урок вам проведёт профессор Грамматейкин.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне пришлось мирить Вирусинку и её двоюродного брата Вируса Ошибкина. Они так спорили, что у меня уши заложило от их крика. А дело в том, что они читали стихи Самуила Яковлевича Маршака из цикла «Круглый год». Их внимание привлекли вот такие строчки из стихотворения «Апрель»:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Как вы думаете, из-за чего они спорили? Вирус заявил, что в конце третьей строчки надо убрать запятую, ведь дальше стоит союз «и». А Вирусинка утверждала, что эта запятая нужна. Да и в конце первой строчки, возможно, тоже надо поставить запятую.
Как вы думаете, кто из них прав?
Спор – это не так уж и плохо, если в споре рождается истина. А для этого необходимо свои слова подкрепить фактами. Вот этим мы сейчас и займёмся. Давайте разберём эти предложения по членам предложения.
Вот первое из них:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
В нём говорится о медведе. Кто? Медведь. Это подлежащее. Подчеркнём его одной чертой. Медведь что делает? Пробирается. Это сказуемое. Подчеркнём двумя чертами. Пробирается сквозь что? Сквозь валежник. Это второстепенный член предложения.
Сквозь валежник какой? Лесной. Это тоже второстепенный член.
Теперь разберём следующее предложение.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
В этом предложении говорится о птицах. Кто? Птицы. Это подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Птицы что сделали? Стали петь. Это составное сказуемое. Ведь мы не можем сказать, что птицы просто стали, или птицы петь. Нет, они именно стали петь. Подчёркиваем двумя чертами. Стали петь что? Песни. Это второстепенный член предложения.
А дальше, хоть предложение ещё не закончилось, говорится уже не о птицах, а о подснежнике. Что? Подснежник. Это опять подлежащее. Подснежник что сделал? Расцвёл. Это сказуемое.
И теперь давайте сравним разобранные нами предложения. В первом предложении одна грамматическая основа – «пробирается медведь». Значит, это простое распространённое предложение. Распространённое, потому что кроме основы в нём есть ещё и второстепенные члены. Но в простом предложении, если в нём нет однородных членов или обращения, запятая не нужна.
А теперь посмотрим на второе предложение. В нём две грамматические основы. Первая – «птицы стали петь». Вторая грамматическая основа – «расцвёл подснежник». Но если в предложении не одна, а две или более грамматических основ, то такое предложение является сложным, то есть оно состоит из двух или более простых предложений. При этом, между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.
Значит, в стихотворении, которое прочитали Вирус и Вирусинка, все знаки препинания стояли правильно. В простом предложении запятая не нужна, а в сложном предложении между его частями ставится запятая, несмотря на то, что там стоит союз «и».
А теперь мы с вами поговорим о том, как могут соединяться между собой части сложного предложения.
Прочитаем вот такое предложение:
«Наступила поздняя осень, и последние листья облетели с деревьев».
В этом предложении две грамматические основы – «наступила осень» и «листья облетели». Значит, это сложное предложение. Его части соединяются при помощи союза «и». Ещё раз хочу вам напомнить, что в сложном предложении между его частями даже перед союзом «и» ставится запятая.
Рассмотрим ещё одно предложение.
«Маленькие цыплята бегают по двору, а рябая курица громко и тревожно кудахчет».
В этом предложении тоже две грамматические основы – «цыплята бегают» и «курица кудахчет». Значит, это тоже сложное предложение. Его части соединяются при помощи союза «а», и между частями перед союзом также ставится запятая.
А вот ещё предложение:
«Тяжёлые тучи нависли над городом, но дождь пока не начался».
И в этом предложении две грамматические основы – «тучи нависли» и «дождь не начался». В нём две части сложного предложения соединяются при помощи союза «но», перед которым ставится запятая.
Ну и в качестве последнего примера возьмём строчки из стихотворения Агнии Львовны Барто «Заиграла музыка»:
Заиграла музыка,
Карусели кружатся,
Закружились карусели,
На коней мальчишки сели.
Это одно предложение, ведь только в конце последней строчки стоит точка. Проверим, сколько в нём грамматических основ.
Что? Музыка. Это подлежащее. Музыка что сделала? Заиграла. Это сказуемое.
Что? Карусели. Это подлежащее. Карусели что делают? Кружатся. Это сказуемое.
Что? Карусели. Это подлежащее. Карусели что сделали? Закружились. Это сказуемое.
Кто? Мальчишки. Это подлежащее. Мальчишки что сделали? Сели. Это сказуемое.
Как видите, в этом предложении четыре грамматические основы, значит, оно сложное, состоит из четырёх частей, между которыми стоят запятые.
А вот союзов между частями этого сложного предложения нет. Его части соединяются только интонацией.
Ну что же, пришла пора сделать выводы.
Простым называется предложение, в котором только одна грамматическая основа.
Сложным называется предложение, в котором две или более грамматических основ.
Части сложного предложения связаны друг с другом по смыслу и могут соединяться с помощью союзов. О некоторых из них мы с вами сегодня говорили – это союзы и, а, но.
Есть и такие сложные предложения, части которых соединяются только интонацией, без союзов.
Части сложного предложения разделяются запятой. Если между этими частями стоит союз, то запятая ставится перед союзом.
Ну, пожалуй, это всё, о чём я хотел вам сегодня рассказать. Постарайтесь запомнить это, друзья мои. А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Что ж, ребята, думаю, что вы разобрались с простыми и сложными предложениями. Для лучшего усвоения обязательно (!) посмотрите видеоурок.
Хорошо. Теперь поработаем с учебником:
1) Самостоятельно разберите задание 4 в учебнике на с.153 – 154.
2) Для отработки практических навыков выполните упражнения в тетради: упражнение 283 с.168, упражнение 286 с.170, упражнение 287 с.171. Упражнение 283 прислать на проверку по viber.
3) Для проверки теоретических знаний выполните тест. Внимание! Засчитывается только одна (первая) попытка прохождения теста!