Литература. 23 апреля
Тема: А. А. Фет “Учись у них – у дуба, у берёзы...”
Прочитать стихотворение Афанасия Фета “Учись у них – у дуба, у берёзы...” в учебнике на с.128. Поразмышлять, ответить на вопросы (устно).
Лирика Афанасия Фета наполнена разными идеями, темами и мотивами. Она красива и музыкальна, при этом не лишена глубокого смысла. Поэзия Фета демонстрирует этапы духовного становления автора. Тем не менее, даже к закату его творческой жизни, произведения не теряют своей лёгкости и многозвучия. Одно из таких стихотворений — «Учись у них — у дуба, у берёзы».
История создания
Стихотворение было написано автором в 1883 году, когда Фет был уже в преклонном возрасте. Прожив долгую жизнь, он посвятил себя литературному поэтическому ремеслу, выражая накопленную мудрость в своих стихотворениях. К концу 19 века в поэзии сформировалось множество течений, однако сам Фет не хотел относить себя ни к одному из них, потому что не хотел действовать в рамках какого-либо направления. Свободомыслие и неординарность стали ключевыми чертами поэзии Фета.
Переплетая в своём творчестве сразу несколько идей и черт разных направлений, Фет создавал гибриды. «Учись у них» нельзя отнести только к пейзажной или только к философской лирике, это совмещение двух основных тем. Более того, в произведении отчасти присутствует религиозная тематика.
Жанр, направление
Жанр произведения — пейзажно-философская лирика, потому что стихотворение отражает личные чувства и настроение автора, которые зародились от созерцания природы и размышлений на данную тему. Всё стихотворение пронизано эмоциональным восприятием автора окружающего мира.
Образы и символы
Основные образы в лирическом произведении выделены очень чётко: это природа, дуб, берёза. Деревья символизируют людей, дуб — мужское начало, берёза — женское, соответственно. Эти стойкие создания способны выдержать любую зиму, которая символизирует трудные времена в жизни человека, жестокую пору. Они позволяют себе слёзы, треск коры, но молчат и стоят ,несмотря на то, что метель и невзгоды уносят их последние листья — последние крохи лучшей жизни. Их укрепляет вера в весну, символизирующая светлое будущее, которое обязательно настанет. Как приходит за зимой весна, так и в жизни человека не бывает беспроглядной пучины тьмы, и ясные дни придут всенепременно.
Темы и настроение
Тему стихотворения можно определить как тему человека и природы, их неразрывной связи. Также в произведении прослеживается тема человеческой стойкости и веры, но не столько религиозной, а той, которая даёт людям силы жить и справляться с трудностями на пути.
Общее настроение — наставляющее и воодушевляющее, далеко не пессимистичное, как может показаться при первом прочтении стихотворения. Автор уверен в своих словах, закладывая нравоучительный смысл.
Основная идея
Смысл, который заложил в своё произведении Фет, можно сформулировать следующим образом: людям необходимо учиться у природы, которая создала их, и частью которой они являются, им нужно быть сильными духом, а это возможно лишь с верой в себя и в будущее. По мнению автора, если деревья могут пережить лютые холода и ветра, человек тоже способен пережить любые проблемы и напасти.
Автор советует людям быть терпеливыми, чтобы в конце концов прочувствовать радость жизни. Это касается любого: и дуба, и берёзу, и мужчин, и женщин. Такова главная мысль стихотворения.
Средства выразительности
Небольшое по своему объёму стихотворение вместило достаточно много средств выразительности. Всё произведение построено на олицетворении: у деревьев есть слёзы, их «за сердце хватает холод лютый», но они «стоят» и «молчат». Метель «сердито рвёт», она зла, что присуще, кажется, только людям.
Много в стихотворении также и эпитетов: «лютый холод», «ясные дни», «новые откровения», «скорбящая душа», а также скрытых сравнений — метафор: «застыли слёзы», «гений промчится, дыша теплом и жизнью» и так далее.
Фет создал уникальное по своему направлению и смыслу стихотворение, которое многих не оставило равнодушными. Оно раскрывает красоту природы и её силу. Не зря в школьной программе это произведение изучается относительно рано, так как молодым умам нужно впитывать мудрость русских классиков и учиться жизни на ярких примерах.
Думаю, смысл стихотворения теперь вам понятен, а значит вы легко сможете выучить данное произведение и рассказать его выразительно.
Стихотворение “Учись у них – у дуба, у берёзы...” с.128-129 выучить наизусть. Снять на видео выразительное чтение наизусть (смотреть прямо в камеру), прислать видеофайл по viber. Последний срок сдачи 27 апреля.
На втором уроке поработайте творчески. Учебник с.129 “От автора к читателю, от читателя к автору” + рабочая тетрадь с.39 – 40 задание № 12 пункты 1,3. Сочинение-отзыв пишем по прочитанным произведениям учебника! Написанное сочинение-отзыв сфотографировать и прислать на почту [email protected]. Срок сдачи 23 апреля.
Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка произведения. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания):
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чём это произведение?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения. Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трёх предложений будет вполне достаточно.
Дальше говорим главное: понравилось произведение или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц произведения.
Отдельно скажите несколько слов о героях произведения. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- произведение (повесть, рассказ, сказка, история)
- это произведение понравилось (запомнилось, привлекло моё внимание, оставило впечатление, глубоко тронуло, обратило на себя внимание, очень впечатлило, берёт за душу…)
- интересное произведение (увлекательное, захватывающее, занимательное, впечатляющее, любопытное, врезающееся в память, чарующее и т. д.)
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)